?

Log in

No account? Create an account

9. Императорские мосты (II)

« previous entry | next entry »
30-03-08 | 19:36

7 января 1900 года Николай II подписал указ о создании при министре путей сообщения комиссии для организации строительства третьего пути. Для этого казна наняла частную компанию - Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Дорога проектировалась и строилась два года. 21 декабря 1901 представленный к сдаче третий путь получил имя "Императорский". Видимо, не всё было сделано хорошо, потому только после целого года исправлений и доделок, 6 декабря 1902 года Императорский путь сдали в эксплуатацию. Николаю вместе с дорогой вручили великолепный альбом фотографий "Сооруженiе Императорскаго пути между С. Петербургомъ и Царскимъ Селомъ. 1900/1901". Общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги выручило на казённом заказе 4 164 621 руб. 03 коп. Колоссальные деньги! (В это же время Россия заплатила за постройку эскадренного броненосца "Цесаревич" 11,4 миллиона.)

Что получил император за эту сумму? Условно, приобретения можно разделить на три части. Во-первых, в Санкт-Петербурге был возведён персональный царский павильон в стиле модерн - в системе путей Витебского вокзала, но обособленно помещённый ближе к Обводному каналу рядом с Введенским каналом (теперь зарытом). Его построил в 1900-1901 годах Станислав Бржозовский. Вот этот петербургский царский вокзал:


Фото 28. Императорский павильон у Витебского вокзала в Санкт-Петербурге (1901)



Фото 29. Императорский павильон сегодня. Вид из бывшего Введенского канала



Фото 30. Вестибюль Императорского павильона в Санкт-Петербурге, выполненный в стиле модерн (1901)

Нет ничего красивее русского модерна! На него пошла заметная доля четырёх миллионов николаевских рублей.

Во-вторых, был построен одноколейный путь длиной 21,09 версты, уложенный по прочной насыпи на всей своей протяжённости. Он был способен выдерживать движение тяжёлых (до 15 вагонов) императорских поездов на больших скоростях - на это не были способны другие железные дороги России. Путь стоил главных денег.

В-третьих, в составе Императорского пути казна получила одиннадцать надёжных стальных мостов. Ближайший к петербургскому царскому павильону мост - фермный - пересекал Обводный канал (строитель, общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, на государственные деньги обновил и свои мосты: по соседству устроен такой же, но шире, аж на три пути), далее располагался второй фермный мост через улицы Рыбинская/Боровая. Оба фермных моста сохранились и служат по назначению и сегодня. Затем шёл мост через Лиговку - какой он был, мне неизвестно, так как его более не существует - после войны здесь был построен железобетонный мост. Потом следовал балочный мост над кольцевой железной дорогой у Воздухоплавательного парка (от него остались почти нетронутые опоры) и западнее его ещё один - на небольшой ветке, отведённой от Императорского пути в ста саженях за Лиговским мостом для соединения с кольцевой дорогой (эта ветка полностью уничтожена, но одна из опор моста стоит почти неповреждённая, вторая - полуразрушена и полузасыпана). Далее шёл мост над улицей Благодатной - тогдашним путём к холерному кладбищу: этого моста тоже нет, вместо него построен новый. Наконец, мост неподалёку от Купчино, где сегодня к железной дороге примыкает Витебский проспект, и вместе они пересекают проспект Славы: здесь царского моста, естественно, тоже нет - в 60-х построили железобетонный путепровод. Итого, в Санкт-Петербурге, семь - два фермных, на американский манер, два балочных, и ещё три неизвестно каких (хотя предполагаю, что Лиговский был фермным, а Благодатный и Купчинский - балочные). Так как петербургские мосты не являются главными героями этой статьи, но посмотреть на те из них, что сохранились, интересно, я решил проехать вдоль Витебской железной дороги и сделать фотографии в отдельный, так сказать, бонусный альбом.

Четыре оставшихся моста - все балочные - находятся в Царском Селе и его ближайшей окрестности. Такая плотность объясняется тем, что Императорскому пути у Царского Села, прежде чем подойти к станции Цаский Павильон, приходилось пересекать ручьи, вытекающие из восточой Пулковской возвышенности, реку Кузьминку, а также маневрировать среди загородных дорог и улиц деревни Большое Кузьмино.

Движение любых поездов, кроме императорских, по третьему пути было воспрещено. На каждой стрелке и у каждого моста стоял солдат 1-го Императорского железнодорожного батальона (в 1909 развёрнутого в полк). Военные отвечали за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги. Тягой занималась Варшавская - казённая - дорога. Это интересно: ведь стройку вело частное Московско-Виндаво-Рыбинское общество, а поставлять царю паровозы доверили государственной. Коллизия усугубляется и маршрутом Императорского пути - ведь поезда, выйдя из Санкт-Петербурга, следовали почти без уклонений вдоль двух колей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вплоть до 16-й версты, и только там рельсы уходили направо в поля к Большому Кузьмино. Строила-то всё-таки М.-В.-Р... Две дороги на протяжении целых 18 километров лежат в двух метрах друг от друга, но какой большой политэкономический интервал их разделяет!

На карте третий путь выглядит как леска с крючком, на который попалось Царское Село. Вот он весь - снизу доверху (его начало всё-таки не в Петербурге, а в Царском Селе):


Фото 31. Третий (Императорский) путь на фрагменте карты Петрограда и окрестностей (1916)

А вот он и его предшественники - первый и второй пути - на реальной сегодняшней земле, восстановленные с помощью Google Earth:


Фото 32. Три пути царской железной дороги: "птичка" и "крючок"


Теперь о мостах на третьем пути в пределах Царского Села. Как я писал раньше, их четыре. Краеведы (например, Юрий Новосельский, или популярные военные пенсионеры-описатели города Сергей Ласточкин и Юрий Рубежанский) также сообщают о четырёх царскосельских мостах императорской железной дороги. И здесь возникает путаница. Говоря о железной дороге, которая состояла, как теперь понятно, из трёх путей, они имеют в виду три моста третьего пути и один мост второго (это мост 2 в моём тексте). Историки города игнорируют - почему? - акведук на первом пути (мост 1) и не упоминают - тоже почему? - о малом мосте в поле за Кузьминским кладбищем. То есть, если считать корректно, только на третьем пути мостов четыре, а с мостами на первом и втором путях их набирается целых шесть!

Все шесть мостов - два описанных выше и ещё четыре, о которых речь пойдёт далее - нанесены на мою рисованную схему, а также на эту спутниковую фотографию:


Фото 33. Шесть императорских мостов в Царском Селе

Прокладка маршрута третьего пути от станции Царский Павильон в направлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и Санкт-Петербурга, полагаю, определялась двумя главными обстоятельствами: во-первых, рельефом местности, во-вторых, расположением частных владений жителей деревни Большое Кузьмино.

Что касается рельефа, то здесь надо сказать, что станция Царский Павильон и вообще юго-западная часть Царского Села находятся на возвышенности. Она называется эстонским словом "глинт" и представляет собой берег доисторического моря. Миллионы лет назад океан заполнял современную Приневскую низменность, примыкая к ордовикскому плато примерно по контуру нынешней автомобильной дороги из Царского Села до Пулково. Перепад высот измеряется десятками метров. Инженеры, проектировавшие третий путь, постарались предельно сократить спуск в низину, "скатив" насыпь на коротком участке за Египетскими воротами к подножию ордовикской платформы. Далее они потянули её ровно вдоль границы Приневской равнины и древнего берега. Огороды жителей Большого Кузьмино, пристроившиеся на склоне, были как бы обведены третьим путём по контуру. И геологический рельеф и разметка деревенских участков хорошо видны на этом фрагменте карты:


Фото 34. Царская железная дорога в пределах Царского села (1916)

Занятно, но при внимательном изучении восточного участка третьего пути, возникает ощущение, что прокладывался он одновременно с севера и с юга двумя группами строителей, и что прокладка эта была не слишком точной. Так, отклонение "северянами" пути в поле от Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги было сделано под бОльшим углом, чем нужно, и эта ошибка не позволила соединиться по прямой с участком, строившимся "южанами". Из-за этого на равнине севернее реки Кузьминки был построен двухкилометровый стыковочный отрезок, придавший третьему пути забавный и нелогичный вид. (Один из моих друзей заметил на это, что тогда пили так же, как сейчас.)

В годы постройки третьей императорской ветки (1900-01) на станции Царский Павильон было уже несколько путей, к деревянному вокзалу с открытыми товарными платформами и крытой пассажирской поезда подходили с разных сторон, паровозы маневрировали на отведённых в сторону участках. Позже станция развилась в целую систему путей, депо (паровозных и вагонных сараев), платформ, стрелок, обслуживавших царский вокзал.

Отсканировав план расширения станции, датированный1908 годом, я поработал с ним - убрал всё то, что начальник службы пути и зданий, не оставивший разборчивой подписи, зачеркнул как требующее перестройки или ликвидации (довольно много!). В результате на рисунке осталась станция Царский Павильон в своём "целевом" состоянии на 1908 год:


Рис. 35. План станции Царский Павильон (1908) - переработанный

Деревянное здание вокзала, изображенное на плане, в 1911 году сгорело. Вместо него быстро возвели каменное, сохранившееся по сей день. Вот оно в 1912 году, ещё неоштукатуренное:


Фото 36. Король Черногории Николай I отъезжает в карете от подъезда Царскосельского вокзала (27 января 1912)

А вот - полностью завершённое годом позже:


Фото 37. Антиохийский патриарх Григорий IV отъезжает от Царскосельского вокзала (1913)

Новый царский вокзал построили архитектор Покровский и инженер Курилко. Имя Покровского в Царском Селе это синоним новорусского стиля, реализованного в комплексе Фёдоровского городка. Каменный вокзал был частью его ансамбля и потому выглядел соответствующе - "кокошники с перебором" на крыше, каменная резьба, густые краски внутренней росписи а ля псковские церкви... Сильный, в общем, облик. Бродский в одном из стихотворений написал: "...вокзал, пострадавший в войне, с фасадом куда интересней, чем мир вовне..." Это о нём, сегодняшнем.

Как я говорил, и как видно на плане рис. 34, к вокзалу примыкала длинная - около 100 метров - пассажирская платформа под полукруглым навесом.


Фото 38. Отъезд Григория IV от Царскосельского вокзала (1913). Хорошо видна крытая платформа станции

Платформа была дощатой, со стороны вокзала она опиралась на остеклённую стену, с противоположной была открытой. На ней выстраивались войска для торжественных встреч гостей императорской семьи.


Фото 39. Николай II и король Саксонский Фридрих-Август III в форме лейб-гвардии кирасирского полка обходят строй гвардейцев на платформе станции (6 июня 1914)

После ухода императора многое случилось с царским вокзалом... В войну в него стреляли и попадали. После войны в нём заложили дыры от снарядов, а заодно и проёмы каретного пандуса кирпичом, после чего устроили общежитие для рабочих путевого ремонтно-механического завода, который находился поблизости - в паровозном и вагонном сараях. Потом вокзал забросили. Потом внесли в список федеральных памятников. Потом сдали в аренду, потом обнаружили, что "арендатор не выполняет условий" - в чём, чёрт возьми, они заключались?.. Потом поклялись, что починят к трёхсотлетию Царского Села. Что именно они починят? Здание и внутренне убранство? Хорошо, конечно, но странно - в каком-то полудиком месте города Пушкин стоит, сияет новенький царский вокзал без платформы, путей и хозяина. Фантасмагория. Не знаю, что делать. Может, монархию вернуть? Говорят, что от станции Александровская пустят туристический ретро-поезд, немного продлив, точнее, восстановив потерянный участок первого пути. И даже директор завода, занявшего царские сараи, и по чьей территории он пройдёт, не возражает. Кругом меценаты! Красивый план, только не будет этого, так как тот, кто его озвучил, говённый экономист... Пока же всё выглядит так:


Фото 40. Царский вокзал сегодня (март 2008)



Фото 41. С этой стороны к вокзалу примыкала платформа

И трогательную схему станции 1908 года можно соединить с испохабленной землёй только виртуально...


Фото 42. План станции Царский Павильон 1908 года, совмещённый с реальным современным участком местности

Но далее. От станции Царский Павильон до крутого изгиба у Египетских ворот третий путь лежал на невысокой, около метра, насыпи. Она проходила прямо под окнами казарм собственного Его Величества конвоя, в которых сегодня располагается учебный корпус Аграрного университета. Так как насыпь была небольшой, её не срыли в советское время - оставили в покое. Она видна до сих пор, по ней ведёт пешеходная аллейка в университетском сквере.


Фото 43. Аллея возле учебного корпуса Аграрного университета (бывшей казармы конвоя)

Приближаясь к Египетским воротам, железная дорога спускалась вровень с Петербургским шоссе, проходившем в то время между колоннами ворот, а не вокруг, как сейчас. Третий путь пересекал шоссе в каких-нибудь десяти шагах от ворот и тут же начинал карабкаться на довольно высокую, примерно в три метра, насыпь. Она, вполне естественно, получила название Кузьминская. От Египетских ворот она продолжалась, в общем-то, до самого Санкт-Петербурга, хотя примерно от Средней платформы (сегодня - Шушары) она сливалась с насыпью Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Непосредственно же за переездом у Египетских ворот слева от неё лежали огороды Большого Кузьмино, справа - виднелась скопированная Александром I с парижских boulevards, усаженная дубами Бульварная улица Царского Села...


Фото 44. Здесь, за переездом у Египетских ворот начиналась Кузьминская насыпь: теперь на этом месте пешеходная тропа

Через три сотни шагов насыпь подводила императорский путь к третьему мосту.


Фото 45. Мост 3: небольшой кусочек Кузьминской насыпи всё-таки сохранился. На заднем плане видны Египетские ворота

Я не нашёл пока фотографий этого моста в рабочей кондиции. По руинам очевидно, что он был балочным - как и большой мост через Кузьминку на втором пути, (мост 2). Однако, архитектурно он отличался от него, по крайней мере, другими были его опоры. Старый мост 1896 года стоял на Н-образных опорах, то есть, надёжная стыковка с насыпью (берегом) осуществлялась через прямоугольную выемку ("маму", как сказали бы электрики и компьютерщики), в которую засыпался грунт ("папа"). У третьего моста "мама" тоже имелась, но не прямоугольная, а полукруглая, да к тому же ступенчатая, расширявшаяся амфитеатром снизу вверх. Кроме того, глядящие друг на друга торцы опор были ровными, выложенными блоками из чернёного гранита - на них не было "речных" прямоугольных выемок, в которые на большом Кузьминском мосте также подсыпался песок. Таким образом, я писал об этом выше, были построены все другие балочные мосты третьего пути. При этом, внутренний каркас опор третьего моста был сложен из традиционного для Царского Села пудостского камня - жёлто-серого туфа. Ну и, конечно, главное его отличие от предшественников на первом и втором путях состояло в том, что под ним не текла река: между его опор проходила маленькая улица под названием Песочная. Она шла параллельно Петербургскому шоссе от города до Большого Кузьмино, где заканчивалась.


Фото 46. Пересечение третьего пути с Песочной улицей недалеко от Египетских ворот

Сегодня остатки Песочной улицы упираются в садоводство, возникшее на месте садов Большого Кузьмино. Между опорами болтаются кривые ржавые ворота на замке, сами опоры и фрагменты насыпи опутаны проволочной сеткой.


Фото 47. Мост 3: опоры служат забором в садоводство. Впрочем, забраться внутрь не составляет труда

Вероятно, начиная с этого моста, Кузьминская насыпь набирала ещё метр-полтора высоты и оставалась такой до самой речки Кузьминки в её нижнем течении. Я смог найти старый снимок насыпи, сделанный, судя по всему, от Египетских ворот. Слева - сады-огороды деревни Большое Кузьмино, немного далее при внимательном взгляде на левом краю насыпи виден мост через Песочную улицу (впрочем, может, это мой синдром беличьего домика (см. соответствующие статьи выше)).


Фото 48. Кузьминская насыпь: вид от Египетских ворот (1901)

Фото, вероятно, из альбома о строительстве Императорского пути, презентованного Николаю II. Как пустынно кругом на этом старом снимке... Сейчас же - наоборот!


Фото 49. Мост 3: Кузьминская насыпь проходила там, где в 70-е годы построили чудовищный район "тында"

Действительно, был бы царь, не было бы "тынды". Кстати, на этой фотографии на внешнем торце опоры видна выемка для стыковки с земляной насыпью ("мама") - полукруглая и расширяющаяся ступенями кверху. Обе опоры третьего моста, без сомнения, дали много материала - гранитных блоков и пудостских камней - ухватистым гражданам из садоводства. Они выглядят чрезвычайно ободранными и несчастными, особенно с теми навешенными на них воротами. Одно радует - с оставшейся части насыпи зимой дети катаются на дощечках.

Пробив время, "тынду" и следующий за ней "бам" (в смысле, Байкало-Амурская магистраль) - ещё одно ужасное творение брежневских зодчих - Императорский путь вырывался на простор, к северной объездной дороге. Сегодня этим простором является Буферный парк, а объездной дороги больше нет, она заменена Детскосельской улицей - северной границей жилого Пушкина. Эта улица расположена параллельно старому маршруту дороги, но метров на 50 южнее. Тем не менее, старая объездная дорога всё ещё может быть прослежена на возвышенности за Петербургским шоссе - там, под прямым углом к асфальту, идёт обсаженная высокими тополями аллея, упирающаяся в никуда. Это и есть последний сохранившийся участок северной объездной дороги.

На пересечении Императорского пути и северной объездной дороги был построен четвёртый мост. В этом месте Кузьминская насыпь достигала своей максимальной высоты - около 6 метров. Раньше меня всегда поражало, что советские проектировщики Буферного парка снесли - аккуратнейшим образом! - всю насыпь аж до Кузьминского ручья, но сохранили в неприкосновенности две опоры четвёртого моста. И?.. И в результате эти опоры стали уникальным произведением сюрреализма в Царском Селе! Наш барочный, модерновый и коммунальный город мог бы этой зелёной лужайкой Буферного парка поразить самого Луиса Бунюэля. Возвышающиеся над ней жёлтые, изрисованные граффити остатки четвёртого царского моста буквально режут глаз. (Сейчас я более не поражаюсь их невероятному сочетанию с пейзажем, а просто уверен, что те самые проектировщики были либо поклонниками Дали, либо монархистами. Где вы, ребята??? Отзовитесь! Я вас уважаю.)


Фото 50. Мост 4: советские ландшафтные дизайнеры превратили русский модерн во франко-испанский сюрреализм



Фото 51. Мост 4: вид со стороны Царского Села



Фото 52. Мост 4: внутренний торец южной опоры - Кузьминская насыпь проходила по будущему жилому району "бам"



Фото 53. Мост 4: портрет южной опоры в западный профиль



Фото 54. Мост 4: портрет северной опоры в западный профиль

Вот такой кунст... От четвёртого моста Кузьминская насыпь вела к Кузьминскому ручью - это 630 метров. Там строители Императорского пути построили пятый балочный мост, который был копией сухопутных мостов на этом новейшем участке железной дороги и совсем не походил на речной мост на втором пути постройки 1895 года (тот, кстати, находился всего в 2 километрах выше по течению). Сегодня его опоры - наиболее сохранившиеся в пределах Царского Села, по крайней мере, отделочные блоки из чернёного гранита на нём повыбиты-повынуты не в такой степени, как на других опорах третьего пути. Немного выше по течению в 1901 году располагалось маленькое Кузьминское кладбище (оно есть и сегодня - правда, уже не такое маленькое: доросло до самых опор). У меня имеется старая фотография свежепостроенного моста:


Фото 55. Мост 5: вид снизу по течению Кузьминского ручья (1901)

Гордые строители более не стоят на нём, позируя фотографу для альбома. Теперь вокруг южной опоры - настоящий бивуак нищих пьяниц и бомжей. Ещё, похоже, туда валят мусор редкие (раза два в сезон) уборщики парка. Рядом с обеими опорами сохранились небольшие фрагменты насыпи.


Фото 56. Мост 5: сегодня мусорная свалка соседствует с южной опорой

Русло Кузьминского ручья возле опор пятого моста густо заросло деревьями. Обычно Кузьминка здесь неширока и мелка, можно перейти в резиновых сапогах, но весной она разливается и ускоряется, превращаясь в Терек. В некоторых местах прямо в воде валяются метровые бетонные пирамиды - противотанковые надолбы. Именно здесь была "ничья земля" между передними краями испанских и советских войск. Некоторые из этих надолбов собрали в 60-е годы и использовали в ансамбле мемориального комплекса у пересечения Кузьминки и Петербургского шоссе, остальные - оставили лежать как есть.

Первый раз я пришёл к пятому мосту зимой, воды было мало, и я легко перебрался с южного берега ("испанского") на северный ("советский"). На свежеразровненном участке под расширяющееся кладбище трудились два гастарбайтера, поглядывая на меня как на иностранца. На северной опоре осталась бОльшая часть боковой облицовки, а архитектура стыковочного "амфитеатра" смотрелась рельефно и красиво:


Фото 57. Мост 5: на северной опоре отлично сохранилась ступенчатая выемка для стыковки с насыпью



Фото 58. Мост 5: по северному берегу Кузьминского ручья кладбище добралось до самых опор



Фото 59. Мост 5: вид с юго-востока, весной Кузьминка разливается широко и течёт бурно

На последнем снимке, во-первых, хорошо видна почти нетронутая гранитная облицовка северной опоры, а, во-вторых, - на скуле южной опоры - можно разглядеть, как именно крепились эти гранитные декоративно-несущие блоки (каждый из них весил, думаю, под триста килограммов). Блоки были квадратными в поперечном сечении, с гранью примерно 30 см. В длину они равнялись примерно метру. На фотографии заметно, что некоторые из блоков были углублены в туфовое тело опоры один над другим как брёвна, а наружу выступали на те же 30 см только их квадратные верхушки (теперь они сбиты). На эти кубические выступы укладывались другие, поперечные блоки, которые уже не заглублялись в опору. Получалось каменное переплетенье, которое удерживало само себя как оболочку и укрепляло строение в целом. Очевидно, что за двумя слоями стен - гранитным и туфовым - находится балласт (песок или гравий).

Собственно говоря, этот мост, пятый с учётом акведука и четвёртый по стандартным текстам краеведов, мог бы считаться последним на Царскосельском участке Императорского пути, если бы меня не привлекли длинная канава и тополиные посадки, отмечавшие прежний маршрут Кузьминской насыпи вплоть до её примыкания к Витебской железной дороге и ясно видимые на космических снимках Google Earth. В общем, я пришёл к пятому мосту во второй раз (оставив машину у кладбища и пересекши его меж могил) и двинулся за своим открытием дилетанта в бесхозные поля на северной стороне Кузьминского ручья, вдоль и вправо от ордовикского глинта - Пулковской возвышенности. Точнее, я просто хотел пройти пешком по третьему пути в великолепный солнечный день.

Дело было в марте. У горизонта ездили взад-вперёд оранжевые грузовики: рядом с дальней частью бывшей Кузьминской насыпи строилась автомобильная дорога. Я шёл по сухой траве и снегу вдоль двухметровой канавы, оставшейся с царских времён - она защищала насыпь от снежных заносов со стороны Пулковской возвышенности. Миновав какую-то страннейшего вида бетонную будку - албанский наблюдательный пункт, не иначе, - я дошагал до перекрёстка с сельской дорогой. Город Пушкин остался далеко позади:


Фото 60. Снегозащитная канава в полях за Кузьминским ручьём. Я стою на месте Императорского пути, глядя на Пушкин

Впереди, между Императорским путём и Витебской железной дорогой, разлеглась "нахаловка" - крошечные убогие огороды под охраной микроскопических сарайчиков, сложенных из чего попало. В таких убежищах валяются бездомные на федеральных шоссе в Штатах. Нигде не было ни души, март - не сезон для выращивания спаржи. Я прошёл вдоль этого спящего хозяйства метров сто, отклонился в сторону, чтобы сфотографировать особо жуткий домик из чёрной толи, провалился в ручеёк на обратном пути, упав объективом в снег, а грудью на объектив, кое-как очистил и продул технику, отчертыхался и после этого увидел шестой мост. Очень-очень маленький по сравнению с предыдущими, But The Bridge All Right!


Фото 61. Мост 6: южная опора - туфовая основа, стыковочная выемка

Думаю, что его миниатюрность, с одной стороны, следствие меньшей высоты насыпи, на этом участке плавно сошедшей к двум саженям Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, с другой же - несерьёзностью преграды, над которой он был построен: под ним булькал один из многих безымянных ручьёв, вытекающих прямо из склона Пулковского глинта (на одной из советских физических карт всё их множество названо с заглавной буквы - Ручьи). Кроме того, опоры растащили на стройматериал самодеятельные огородники. Южная ещё сохранила свой контур, северная же вовсе выглядит как кучка жёлтого камня. Полагаю, гранитные блоки и пудостский туф рассеяны на участках поблизости и исполняют другие, не железнодорожные функции.

Этот последний мост Императорского пути в Царском Селе - моё открытие дилетанта. И принесло оно мне настоящую радость! Мне кажется, найти шестой мост было важнее, чем, скажем, первый - акведук. Тот, хоть и неизвестен большинству горожан, но всё же служит и будет, очевидно, служить ещё долго. Этот, затерянный и заброшенный на ничейной территории, доживает свои последние годы. Если его не найти, не сфотографировать, и не рассказать о нём другим - время сотрёт его до конца. Борхес написал про забытую башню, которая существовала лишь потому, что о ней помнила одна птица. Так и шестой мост - исчезнет, если про него никто не будет знать.

Я встал рядом с ним и с удовольствием сделал автопортрет:


Фото 62. Мост 6: это моё открытие дилетанта

Между опорами - ручей под тонким льдом (тут я провалился в воду во второй раз). Расстояние между опорами не больше трёх метров. Глядя в сторону Пушкина с остатков северной опоры, видишь скворечники, которые торчат из огородов, косые столбы линии электропередач, девятиэтажки "бама". Повернувшись к Петербургу, видишь поворот бывшей насыпи третьего пути вправо к Витебской железной дороге, дома Купчино, самолёт, движущийся к аэропорту, и стройку новой автомобильной дороги - очень нужной и своевременной. Похоже, эта дорога и добьёт всё, что ещё сохранилось здесь от Императорского пути.


Фото 63. Мост 6: от опор мало что осталось - слева огороды "нахаловки"



Фото 64. Здесь Императорский путь сворачивал вправо к Московско-Виндаво-Рыбинской дороге, на горизонте - Петербург



Фото 65. Слева от разбитой грузовиками вспомогательной дороги - последние остатки Кузьминской насыпи Императорского пути

Я заканчиваю этот очерк об Императорских мостах. Видит Бог, он затянулся. Следующий будет коротким и про животных.

Вся галерея "Императорские мосты (I и II)".

Вся галерея "Императорские мосты - бонус".

Ссылка | оставить комментарий |

Comments {22}

fabler_fabler

(без темы)

from: fabler_fabler
date: 30-03-08 20:12 (UTC)
Ссылка

Здорово. Вы молодец.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 31-03-08 16:48 (UTC)
Ссылка

merci

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 01-04-08 10:17 (UTC)
Ссылка

Может, все таки восстановят? Чего стоит руиной-то? Хотя конечно царь нужен. И фонари с веревками. Пока парковому начальству интереснее тронный зал для корпоративов сдавать, да салютовать почем зря.

Ответить | Ветвь дискуссии

Императорские мосты

from: anonymous
date: 04-04-08 20:25 (UTC)
Ссылка

Фёдор, получается интересно, но про "мосты" в начале уж больно "инженерно". Не хватает коментариев и участия друзей вроде "Один из моих друзей заметил на это, что тогда пили так же, как сейчас", Кажется что я узнаю этот голос :-).
Но не смотря на это хочется "по-учавствовать". Жду продолжения.
Маня.

P.S. What's up about open ID?

Ответить | Ветвь дискуссии

А вот, кому...

from: otyskatel
date: 26-06-08 20:00 (UTC)
Ссылка

Облицовка моста №5 бодро перекочёвывает на подпорные стенки соседствующих захоронений. И то: навалили тут, людЯм прилечь некуда:-)))

Ответить | Ветвь дискуссии

А жаль...

from: otyskatel
date: 27-06-08 14:01 (UTC)
Ссылка

Скорблю по 6-му... 13 июля 2002 года, следуя от Средней Рогатки в Царское, так же вот набрёл на этого скромника. Правда, в ту пору он ещё прикрывался буйными травами... И - вот...

Ответить | Ветвь дискуссии

forestier

(без темы)

from: forestier
date: 30-06-08 17:53 (UTC)
Ссылка

Это была бы замечательная публикация!

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 31-08-08 16:04 (UTC)
Ссылка

Большое спасибо за Ваши раскопки столь давно меня мучавшего вопроса- что это? Дело в том, что я каждый день бегаю в буферном парке и смотрю на эти быки. Еще раз большое спасибо!

Ответить | Ветвь дискуссии

xtz660

(без темы)

from: xtz660
date: 15-09-08 17:42 (UTC)
Ссылка

Огромное спасибо за ваши исследования.
Получил массу удовольствия и узнал много нового.

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 26-10-08 06:36 (UTC)
Ссылка

А вот, кстати, вопрос: короны на крыше императорского павильона у Витебского вокзала -- сохранившиеся еще с тех времен, или новодел? Не появились ли они заново после реставрации самого вокзала, проведенной к трехсотлетию города?

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 26-10-08 06:53 (UTC)
Ссылка

Думаю, это не новодел. По крайней мере, такое мнение складывается от фотографии. Но, конечно, надо проверить, найдя изображение Павильона до 2003 года.


Edited at 2008-10-26 06:58 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

srv42

(без темы)

from: srv42
date: 08-01-09 23:10 (UTC)
Ссылка

Разрешите разместить ссылку на Ваши посты у себя в журнале
в посте про вокзал

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 09-01-09 08:14 (UTC)
Ссылка

Размещайте, пожалуйста. Спасибо.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 19-05-09 20:55 (UTC)
Ссылка

С удовольствием прочитал Ваши исследования. Огромное Спасибо!
Только небольшое замечание:
Извините, но что касается 4-го моста и Советских архитекторов, по моему, Вы ошибаетесь. Я помню эти быки с конца 60-х годов (наш детский сад выводили гулять к ручью у моста, да и позже, в 70-х мы гуляли и воровали ревень с совхозных полей у этих быков). Так насыпи ни какой я не помню. Так и стояли эти громадины в чистом поле - понятно, что ни какого парке и архитекторов не было в помине.
Алексей Артемьев

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 21-05-09 07:17 (UTC)
Ссылка

Спасибо за уточнение, Алексей, я ведь не ходил в детский садик, мной занималась бабушка!-)

Пускай насыпь срыли до разбития Буферного парка (интересно, кто и когда?), но подвиг советских архитекторов всё равно живёт - они, благоустраивая совхозное поле, сохранили опоры в неприкосновенности!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 14-03-10 11:31 (UTC)
Ссылка

Огромное спасибо Вам за проделанную работу! Великолепное исследование! Сам пушкинец, с детства знал про Императорский вокзал, но про мосты не подозревал. Снег сойдёт - пройду всю трассу в городе. Ещё раз - спасибо!

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 22-03-10 14:24 (UTC)
Ссылка

ЗДРАВСТВУЙТЕ. ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. ИНТЕРЕСНО и ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
МОЖЕТ БЫТЬ ПОДСКАЖИТЕ ПРО ПЕСОЧНУЮ УЛИЦУ. МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ ЕЕ СЕГОДНЯШНЕЕ НАЗВАНИЕ ИЛИ ХОТЯ БЫ ГРАНИЦЫ БЫВШЕЙ ПЕСОЧНОЙ УЛИЦЫ.
ЕСЛИ ПОМОЖЕТЕ, БУДУ ВАМ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 22-03-10 15:32 (UTC)
Ссылка

Какая уж тут помощь: улица Песочная ныне именуется улица Песочная, начинается у перекрёстка Школьной и Бульварной (б. Октябрьского бульвара), продолжается до дома, сейчас строящегося у ворот садоводства, которыми служат опоры царского моста. Улица стала короче, чем 100 лет назад, но никуда не делась - вдоль неё в последние годы построены несколько многоквартирных домов средней руки.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 09-05-10 03:06 (UTC)
Ссылка

Всегда с огромным уважением и отношусь к Вашим краеведческим открытия и с неизменным интересом жду новых, т.к. Ваша страничка - одна из немногих возможностей увидеть досконально остатки Атлантиды. Но почему же Вы НИ СЛОВОМ не обмолвились о том, что такие большие разрушения нанесли ФАШИСТЫ? Ведь в "быках" были их пулеметные гнезда и здесь проходила линия обороны немцев! Высоты насыпи были фашистами очень сильно укреплены и перед ними все было заминировано. Я женщина, т.е. дилетант в военном вопросе, но даже женщина это может понять.
Это не громкие слова, а я искренне думаю, что если бы ни наши советские воины - нашей страны, России, не было бы. На переднем крае в Пушкине сидели только немцы, и сказки о том, что не только они, а также и испанцы причастны к таким сильным разрушениям - бред. Испанцы были только на незначительных работах (тяни-толкай и т.п.). Главные разрушители любимого города - ФАШИСТЫ.
А вот то, что делается сейчас - да, это мы. От этого становится только горше. И каждый мой приезд в Царское Село я обязательно каким-то местным жителям рассказываю историю их родного города. И на мое искренне удивление "почему Вы этого не знаете" они отвечают, что в школе они это не проходили. Вот это был шок! Я,москвичка, гораздо больше интересуюсь и люблю этот город ( Москву терпеть не могу) и поэтому мне очень-очень-очень обидно, что они ничего не знают, живя здесь и имея возможность каждый день ходить по этим прекрасным улицам и дышать воздухом такого благословенного города. Что же будет после того, как все стены и опоры мостов будут расписаны? Будут расписывать стены дворцов?
Извините за сумбур в изложении, но накипело...
Лиана.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 09-05-10 05:51 (UTC)
Ссылка

Лиана, этот блог я затеял ради Царского Села периода art nouveau. Политика здесь неуместна, но, увы, неизбежна. Мои взгляды проступают в моих заметках. А потому, рискуя Вас обидеть, отвечу по сути комментария так: самым главным разрушителем моего любимого города является советское государство. Точка.

Теперь по частностям. Вы (и многие-многие другие) игнорируете тот факт, что основной физический ущерб городу Пушкину и его дворцово-парковым ансамблям был причинён советскими войсками при артподготовке и во время наступления в январе 1944 года. Это цена, уплаченная за изгнание немцев, но она в рублях, а не в рейхсмарках.

Для эмпирики побродите, например, по лесистым участкам Александровского парка - среди незатянувшихся воронок найдёте много скрученных в ржавые кудри снарядов "катюш". Вы пишете, что вы "дилетант в военном вопросе", но, уверен, поймёте, что знаменитый гвардейский миномёт бил по площадям, а не по точечным целям, и потому перемалывал всё - немецкие ДОТы, Китайский театр, артиллерию врага, Арсенал, пехоту в окопах, Александровский дворец, снайперов, Белую башню...

Никто, кстати, не доказал (табу на сомнения!), что наилучшая стратегия освобождения Пушкина была переть напролом через историю и архитектуру, а не выдавить, например, немцев к Сиверской, обойдя город по Невской равнине с востока и меж Дудергофских высот с запада. Пехоту бы поберегли, и генерал Хазов, глядишь, был бы жив.

Испанцы в течение тех двух лет, что находились в Пушкине, исправно несли службу на передовых позициях (найдите в испанской части интернета сайт ветеранов Голубой дивизии или посмотрите их собственные штабные схемы - croquis - здесь http://pushkin-history.info), а также обстреливали блокадный Ленинград из дальнобойных орудий, располагавшихся в парках. Одно симпатично так стояло у самой Башни-руины, и обнажённые по пояс весёлые испанские артиллеристы шмаляли по "наиболее опасной при артобстреле" стороне Невского, - это хорошо показано в кинохронике (найдите её на YouTube по ключевым словам Division Azul и Russia).

Волю государства лучше бы потратить не на патриотическую истерику под названием "Празднование 65-летия Победы" и не на километры униженной донельзя георгиевской ленты, а, например, на воссоздание павильона "Фотография" или Императорского вокзала... И при этом не забыть упомянуть, что уничтожены они были советским артиллерийским огнём при освобождении Пушкина от немцев. Правда нейтрализует действие веселящего газа.

Лиана, мой ответ на Ваш комментарий - не приглашение к политико-социальному спору (блог "Открытия дилетанта" по-прежнему лишь про Царское Село времени модерна), а обозначение позиции. Советское государство - главный разрушитель моего города: оно делало это с энтузиазмом в 30-е, вынужденно - в 40-е, с иллюзией созидателя в прочие годы. Те люди, которые сидят в кресле Захаржевского сегодня, это, по большей части, инкарнации совковых начальников 80-х. Они тихо кормятся среди исторических обломков моего города, и им глубоко фиолетовы опоры царской ветки, фонарь Максимова, Феодоровский городок, китайцы на мосту (кстати, где они?), сто других потерь, а заодно и всякие там немцы с испанцами.

И изменить ничего нельзя. Дальше будет только хуже.

Edited at 2010-05-09 11:44 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Юрий Шатров

(без темы)

from: yksoff
date: 13-05-11 08:53 (UTC)
Ссылка

Во-первых, спасибо за исследование! Давно искал материалы по Царскосельской ЖД, и то, что в государственных источниках их не найти, лишний раз подтверждает безразличие наших начальников ко всему, кроме собственных карманов.
Во-вторых, спасибо и за подачу материала! Важно, что Вы не скатываетесь на какие-либо точки зрения, а оперируете только фактами, в очень качественном изложении. Чего, опять же, лишены многие как государственные, так и "оппозиционные" источники.
В-третьих, соглашаясь с ролью нашего государства в "сохранении" памятников (и собственно памяти), всё-таки сложно признать, что разрушения, причинённые во время войны советскими войсками, лежат на совести советской власти, а не тех, кто вёл войну на нашей территории. Возможно, и были варианты сохранить определённую часть исторического наследия, но на практике общий вклад именно советских войск в его разрушение - по сравнению даже с союзными войсками (вспомним Дрезден, Кёнигсберг...), уверен, пренебрежимо мал. Хотя это не повод для дискуссий - что было, то было.
А в-четвёртых, я всё-таки надеюсь, что изменить - можно. Более того, нужно. Чтобы дальше не было хуже. Ваши публикации - один из шагов к изменению, и если хотя бы часть нашего народа будет с таким же интересом читать Ваш дневник и подобные ему, как Вы его пишете, то эта надежда будет оставаться. В конечном счёте, государство и власть - это отражение народа. Поэтому, интерес народа к своей истории, к своей среде обитания несомненно будет отражаться и в государственной политике.
Можно способствовать этому и простыми конкретными мерами. Мечтаю об установке рядом с быками в Буферном парке простой таблички "Здесь проходила Царскосельская ЖД". Её, конечно, не раз сломают, сожгут и так далее, но на 20-й раз...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: kudrdima
date: 18-12-15 12:25 (UTC)
Ссылка

Мечтаю об установке рядом с быками в Буферном парке простой таблички "Здесь проходила Царскосельская ЖД".
Ну так она там и не проходила. Более того, к тому моменту времени - 1902-1904 гг. она уже была поглощена МВР железной дорогой.
Императорский путь стали разбирать практически сразу после Февральской революции, когда советского государства не было и в помине...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии