?

Log in

No account? Create an account

10. Императорские мосты (Post Scriptum)

« previous entry | next entry »
29-04-08 | 21:54

Я не выполнил своё обещание кончить с мостами - понадобился постскриптум. Не прошло и двух месяцев с дилетантского открытия, как началось разрушение. Строительство автомобильной дороги Санкт-Петербург - Царское Село за Буферным парком достигло шестого моста, самого маленького, самого неизвестного и совершенно беззащитного.

Сегодня был жаркий солнечный день. Я взял велосипед и отправился на северную окраину города. Мне было интересно посмотреть, как выглядит вблизи колоссальная гора из ярко-жёлтого песка, насыпанная строителями для заполнения жёлоба дороги, на фоне чёрного - только что спалённого - травяного поля. Естественно, что по пути я решил взглянуть и на мост номер 6 императорской железной дороги. Радости увиденное не вызвало.

Весь просёлок, рядом с которым находятся руины моста, оказался завален грунтом - буквально. Вместо укатанного пути теперь лежит полутораметровая грубая, кое-как сформированная бульдозером насыпь. Из угла более-менее сохранившейся опоры (южной) выворочены и размолоты гусеницами камни, сама она полузасыпана землёй...


Фото 66. Мост 6: под гусеницами бульдозера...




Фото 67. ...никому не нужен...



Фото 68. ...скоро исчезнет последний фрагмент

Я отошёл на два шага от опор моста и наступил ногой на то, что сначала показалось мне ржавой консервной банкой. При этом она была как бы непочатой. Я поднял её и обнаружил, что держу в руках неразорвавшуюся (или неиспользованную) русскую противотанковую гранату - ручка сгнила, корпус с начинкой остался. Осторожно положив её, я сделал снимок, а затем, снова взяв, закинул подальше в ручей, туда, где глубоко. При этом я укрылся за опорой - на всякий случай. Никакого взрыва не последовало, но пользу камни царского моста мне всё-таки принесли: за ними я был в безопасности.


Фото 69. Советская кумулятивная граната

Откуда тут граната? Это как раз легко объяснимо. Я писал раньше, что шестой мост стоит на участке, где с 1941 по 1944 была ничейная земля - между советскими и испанскими линиями. Земля, привезённая грузовиками и разровненная бульдозером была взята с поля тремя сотнями метров севернее - оттуда, где сейчас строится автодорога и где в годы войны были позиции русских войск. (На обратном пути я спросил огородника, копавшегося неподалёку, что он думает о насыпи вместо просёлка. Удивительно похожий на Шрека мужик матерно высказался в том смысле, что вынутый из-под будущей дороги грунт вместо свалки возят сюда, поскольку "им" так проще. Ясное дело, его хибара и укроп were facing extinction.)

Избавившись от боеприпаса, я занялся поисками артефактов на развороченной ковшом части опоры. Не прошло и десяти минут, как у меня в руках была пара столетних железнодорожных гвоздей - так называемых "костылей", которыми рельсы крепятся к шпалам. Я слегка обколотил с них ржавчину, положил в рюкзак и, отчасти удовлетворённый, отправился смотреть на песочную гору на фоне сгоревшей травы... К штукатурке со второго моста - первому предмету моей странной коллекции - теперь прибавились два стальных костыля Его Императорского Величества Третьего пути.


Фото 70. Костыли Императорского пути, найденные у опор моста 6

Вот так. Что ещё тут скажешь? Если утрачен смысл, остаётся только ждать, когда всё рассыпется.

Кстати - чтобы закончить со всей темой - на втором участке Императорского пути не существовало еще одного моста (я предполагал раньше, что Северная объездная дорога могла потребовать сухопутного моста при пересечении с насыпью второго пути). Я был на этом предполагаемом пересечении, отмахивался дубиной от своры жутких дворняг. Второй путь там как раз выходил из ложбины между противозаносными валами на поверхность и приближался к стыковке с первым путём, паровозному сараю, и, собственно, к станции Царский Павильон. Если Северная объездная и доходила дотуда - что совсем необязательно - то там был обычный одноуровневый переезд.

Замечу напоследок, что именно к этому месту предполагалось отвести Кузьминское шоссе, убрав пересечение с семью путями между станцией и паровозным и вагонным сараями. Таков был план переделки станции 1906 года... Он не осуществился. Зато в 1914-17 годах по оставшемуся прямым Кузьминскому шоссе взлетали аэропланы, которые охраняли небо над императорской резиденцией. Но это другая история.

Ссылка | оставить комментарий |

Comments {3}

(без темы)

from: anonymous
date: 04-05-08 08:02 (UTC)
Ссылка

Вы не просто молодец! Вы - лучше!
Я живу в этой местности немногим более двух лет, приезжая.
За это время искала информацию и про мосты и про схему дороги и про многое-многое другое. Смотрела разные исторические фотографии, удивлялась, впечатлялась. И даже узнала кое-что. Но вы!..

Ответить | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 04-05-08 09:16 (UTC)
Ссылка

Недавно была пасха и мы, как водится прогуливались по парку...
Проходя мимо "вашего фонаря", я подбежала к нему с фотоаппаратом и сделала пару снимков. Подумала о том, что возможно, это было когда-то набатом быть может... оказывается я ошиблась.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

Заметка из газеты "Гудок"

from: fedor_ragin
date: 03-07-08 05:41 (UTC)
Ссылка

По Императорскому пути

В этом году начнётся строительство новой трассы Детской Октябрьской железной дороги...

В октябре 2007 года на встрече президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко было решено наконец перенести Детскую дорогу.

По проекту линия начнётся от станции метро «Купчино». Здесь расположен крупный транспортный узел, через который проходит магистраль Санкт-Петербург – Павловск, есть наземный и подземный городской транспорт. Рядом с метро будет возведён вокзал Детской дороги, к которому проложат пешеходный мост. Далее Малая Октябрьская пройдёт по земляному полотну бывшего Императорского пути Санкт-Петербург – Царское Село, существовавшего до революции 1917 года. Начальный участок Детской дороги пройдёт в непосредственной близости от магистральных путей ОЖД. От 16-го километра её трасса отклонится в западном направлении, а затем выйдет рядом с Пушкиным к платформе пригородных поездов 21-й км. Таким образом, здесь также появится пересадочная станция.

Планируется, что Детская дорога будет узкоколейной (750 мм), а её протяжённость составит около 10 км. На этом пути появится пять станций: Президентская (остановочный пункт Купчино), Октябрьская, Губернаторская, Юность, Императорская (около платформы 21-й км). Пассажирские павильоны на них будут выполнены по индивидуальным проектам.

Строителям придётся возвести также два путепровода при пересечении линии со строящимся шоссе к Пушкину, а также мосты через реку Волковка и Кузьминский ручей.

После постройки Детская дорога будет работать по пять месяцев в году – с мая по сентябрь. По ней собираются пустить четыре состава с тепловозами серии ТУ2. Для ремонта и хранения подвижного состава на станции Губернаторская, расположенной примерно посередине линии, возведут депо из лёгких металлических конструкций.

По предварительным расчётам, стоимость проекта составит 3,2 млрд руб., из которых на саму железнодорожную инфраструктуру приходится 1,3 млрд руб. (в том числе на проектные разработки – около 150 млн руб.). Остальные средства планируется вложить в развитие развлекательных и социальных объектов, примыкающих к линии. Это позволит обеспечить дороге пассажиропоток и прибыль, а для самих пассажиров сделает путешествие более интересными. Таким образом, около Пушкина должны разместиться гостиничный комплекс на 80 мест с рестораном, учебно-досуговый центр для детей, спортзал с бассейном. При этом строительство железнодорожной инфраструктуры будет оплачивать ОАО «РЖД», а остальные сооружения – городские власти Санкт-Петербурга либо привлечённый ими инвестор.

Планируется, что к июлю текущего года ОАО «Ленгипротранс» закончит эскизный проект дороги, рабочее проектирование займёт ещё полтора года. Тем не менее строители полной сдачи документации ждать не будут. К работам они приступят уже во втором квартале этого года. Через 2 – 2,5 года планируется сдать дорогу в эксплуатацию.

«Трасса Детской дороги пройдёт по историческим местам. В последние годы маршрут от Санкт-Петербурга до Царского Села и Павловска используется для пропуска туристических поездов на паровой тяге, – отметил генеральный директор туристической фирмы ЗАО «Окдайл», созданной ОЖД, Геннадий Венедиктов. – Поэтому было бы целесообразно придать Детской дороге исторический облик и наряду с современным подвижным составом использовать ретропоезд с паровозом. Кстати, на нескольких детских дорогах России для привлечения пассажиров отреставрированы паровозы. По нашим расчётам, данный проект может быть коммерчески окупаемым. Мы предложили разработчикам проекта вариант сооружения трёхрельсового пути Детской дороги, что позволило бы использовать на нём подвижной состав как узкой, так и широкой колеи. Часть существующей в Озерках Детской дороги имеет именно такой путь, так что идея вполне реальна».

Юрий Ильин,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

© «Гудок», 27.03.2008

Ответить | Ветвь дискуссии