fedor_ragin (fedor_ragin) wrote,
fedor_ragin
fedor_ragin

Categories:

16. Седьмой императорский мост

Жизнь возвращает меня к Императорскому железнодорожному пути. Казалось бы, всё, довольно, сколько можно про это? Но в июле неназвавшийся комментатор моих заметок про мосты сообщил - за что я чрезвычайно ему благодарен, - что альбом с фотографическими видами сооружения Императорского пути можно найти в библиотеке Института железнодорожного транспорта в Петербурге (это учебное заведение теперь зовётся ПГУПС). Естественно, я тотчас собрался туда.

Но было поздно, я "поцеловал дверь" - научно-техническая библиотека института закрылась на лето. В самом начале сентября я нашёл в ПГУПСе знакомого профессора, которая, побывав в архиве, обрадовала меня и огорчила одновременно. Радость заключалась в том, что альбом действительно имелся, его уже извлекли с полки, и он дожидался моего визита. Огорчение же состояло в том, что библиотечное начальство требовало соблюдения бюрократического политеса: гарантийных писем, объяснений, зачем мне всё это надо, где я собираюсь публиковать копии снимков и, наконец, обязательства расплачиваться безналично. Замечу, что мне было сказано - платить за каждую отсканированную фотографию придётся 1000 р. плюс НДС, а альбом "весьма толстый". Последнее распалило моё любопытство, но заградительная цена меня озадачила. С кем эта библиотека работает? Впрочем, Россия по уровню коррупции располагается рядом с Нигерией, и я цинично рассчитывал сэкономить.

Я вооружился официальным письмом директору НТБ ПГУПС с замысловатой формулировкой, что, мол, исследование ведётся по теме "экономико-управленческих аспектов взаимодействия государства и частных компаний в инфраструктурных проектах в периоды 1895-1917 и 1992-2008 гг.", а также с просьбой пустить меня в архив и обязательством расплатиться. Явившись к строгой даме-директорше в назначенный день, я вручил письмо и попросил продемонстрировать мне образцы библиотечно-архивной продукции, то есть фотокопий: всё-таки хотелось понять, за что берут тыщу с НДС. Помощница принесла несколько неплотных листов А3, на которых бытовым струйным принтером были распечатаны цифровые фото архивных материалов. Качество было очень плохим: неверная цветопередача, муар, низкое разрешение... С видом Картье-Брессона я указал дамам на это и попросил дать мне файлы без hard copies, на что получил категорический отказ и лекцию о Гражданском кодексе (той части, что про соблюдение авторского права). После этого я деликатно заговорил об "оптовых скидках" и наличном расчёте. Мне было сказано с интервалом в тридцать секунд, что "договориться ни о чём не удастся" и что "посмотрите сначала альбом, потом обо всём договоримся". Я посчитал, что я не в Нигерии, а дома, и спокойно пошёл в читальный зал разглядывать альбом.

Там меня постигло разочарование, но я сделал очередное открытие дилетанта.

Сначала о разочаровании. Во-первых, снимков было всего около тридцати, и, таким образом, многообещающие слова "весьма толстый" оказались неправдой. Альбом был кустарным, изготовленным каким-то фотоателье на Невском за номером дома, на его страницах не имелось обозначений авторов, заказчика и вообще текста, кроме подписей под аккуратно наклееными фотографиями. Во-вторых, виды Императорской ветки в пределах Царского Села были всего на трёх фото, остальные же запечатлели работы на Витебском вокзале и у Обводного канала. Наконец, я обнаружил, что уважаемый Ю.И. Новосельский эти три снимка уже опубликовал в своей "Истории Царскосельского завода "София", а два из них я использовал в своих "Императорских мостах (II)" (фото 48 и 55). В общем, нового материала, не было... (С другой стороны, вот и экономия, причём честная, сказал я себе.)


Фото 1 (48). Кузьминская насыпь: вид от Египетских ворот (1901)



Фото 2 (55). Мост 5: вид снизу по течению Кузьминского ручья (1901)

Раздумывая, стоит ли приобретать копии хотя бы трёх царскосельских снимков, я стал внимательно их разглядывать. Меня интересовало, прав ли был я, предположив в "Императорских мостах", что на фотографии Кузьминской насыпи от Египетских ворот был виден мост через Песочную улицу (на моих схемах он обозначен номером 3). На очень резком оригинальном снимке в альбоме (формата примерно 18х24 см) этот мост был великолепно виден. Следовательно, я был прав, а не галлюцинировал. В общем, ничего особенного - я ещё весной ходил на место съёмки и проверял, что именно должен был видеть фотограф на Кузьминской насыпи, стоя невдалеке от ворот.

Но, рассматривая оригинал этого же снимка дальше, глядя, как насыпь разворачивается и уходит в сторону Санкт-Петербурга, я обнаружил ещё один мост! По всему, он располагался метрах в 300-400 от моста 3. Дистанция от Песочной улицы до моста 4, что в современном Буферном парке, по прямой 1,15 км - так показывает линейка Google Earth. Следовательно, на фото изображён не он, а новый, сегодня совершенно исчезнувший мост! Примерно в трёхстах метрах от моста 3 в 1901 году протекал ручей, и насыпь Императорского пути пересекала его. Ручей течёт и сегодня, он оживляет микрорайон "Тында". Правда теперь его убрали под землю, открытый же участок невелик - вынырнув наружу во дворах недалеко от Ленинградской улицы, ручей уходит обратно в трубы метров через двести.

Естественно, я тотчас снялся с места и пошёл к начальнице заключать договор на фотокопирование этого снимка - хоть и скверное, но качество копии всё равно было бы намного лучше сканов из книги Новосельского. И тут, при обсуждении деталей, случилось страшное. Директорша спросила, в каком именно издательстве я намерен публиковать свое исследование. Я сказал, что мне это пока неизвестно, возможно, мол, и в интернете... Кто меня тянул за язык!? Тотчас материализовался призрак Гражданского кодекса, мне было указано на то, что фотокопирование материалов архива не даёт мне права на публикацию в сети, и что договора со мной заключать не станут - я проявил свою пиратскую сущность. Компромисс был отметён, мне объяснили, что под "договоримся" имелась в виду цифровая версия фотокопии, которую библиотека могла бы отправить в "настоящую" редакцию для публикации, а вовсе не то, что я подумал... Это было похоже на кривлянье старой девы. У меня с утра раскалывалась голова и першило в горле, я явно заболевал - дети притащили из школы ранний грипп. В общем, я поблагодарил за возможность посмотреть альбом и ушёл.

Дома я взял карандаш и по памяти нарисовал пейзаж, запечатлённый на фотоснимке Кузьминской насыпи в 1901 году, выделив на нём два моста. Жаль, что я не художник.


Фото 3. Рисунок-расшифровка: мосты на Кузьминской насыпи

В Google Earth я построил географическую модельку, на которой видно, где на месте сегодняшнего микрорайона "Тында" проходила Кузьминская насыпь Императорского пути, где протекал безымянный ручей и, соответственно, где именно располагался седьмой мост. (Лучше всего кликнуть по этому фото дважды, тогда всё можно будет хорошо разглядеть.)


Фото 4. Модель Google Earth: последний мост Императорского пути

Если забрести сегодня в "Тынду", то на этом месте можно обнаружить всё, что угодно - от запаркованного на газоне "порше кайен" до собачьей свадьбы - но только не следы опор царского моста. Их полностью уничтожили, рассеяв бульдозерами по окрестности во время стройки лет 40 тому назад. В принципе, не так уж давно это и было. Наверняка, кто-то из пожилых людей помнит эту местность до появления "Тынды". Было бы так интересно узнать, как же выглядели руины опор Седьмого Императорского моста.
Subscribe

  • 33. Великая тихоокеанская мечта

    Благодаря пролетарским писакам Ильфу и Петрову советские поколения знают, что Александр II назывался “Освободитель”, а Александра III именовали…

  • 32. Не то не там

    Купил в магазине книжку об Анне Вырубовой "Верная Богу, Царю и Отечеству", составленную Ю. Рассулиным. В глянцевой вкладке с фотографиями обнаружил…

  • 31. Архитекторъ Владимиръ Максимовъ

    В заметке "Shrine", ради которой поначалу и был затеян этот блог, упоминается книга А.Ф. Крашенинникова "В.Н. Максимов. Зодчий русского национального…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • 33. Великая тихоокеанская мечта

    Благодаря пролетарским писакам Ильфу и Петрову советские поколения знают, что Александр II назывался “Освободитель”, а Александра III именовали…

  • 32. Не то не там

    Купил в магазине книжку об Анне Вырубовой "Верная Богу, Царю и Отечеству", составленную Ю. Рассулиным. В глянцевой вкладке с фотографиями обнаружил…

  • 31. Архитекторъ Владимиръ Максимовъ

    В заметке "Shrine", ради которой поначалу и был затеян этот блог, упоминается книга А.Ф. Крашенинникова "В.Н. Максимов. Зодчий русского национального…