?

Log in

No account? Create an account

2. Shrine

« previous entry | next entry »
18-01-08 | 17:50

Это сооружение останавливает взгляд. Если, конечно, обратить на него внимание. Люди, идущие от Федоровского городка к Александровскому парку или по Фермской дороге вдоль парковой решётки, могут с правой стороны, в сотне метров от Фёдоровского обора увидеть конструкцию из тёмно-красного кирпича - странную, нефункциональную, очень религиозного вида. На вопрос "что это?" одни говорят: "В память Григория Распутина" или "Часовня". Другие уверены, что с Распутиным сооружение не связано, это просто "что-то церковное". Годы свободного туризма добавили ещё один оттенок незнания: путешественники видят сходство с католическими алтарями, которых множество в сельской Европе, и даже указывают место, где могло быть укреплено распятие или фигурка Девы Марии.

Я знал эту маленькую постройку с детства, что естественно - всех пушкинских детей выгуливают в Александровском и Екатерининском парках. Версия моих родителей была распутинской. По ней поклонницы ставили здесь свечки застреленному старцу, и, вроде бы, где-то рядом он и был похоронен. Выслушивая маму, я с симпатией смотрел на кирпичное сооружение. Думаю, мне нравилось его гармоничное сочетание с контекстом, в котором я рос: Фёдоровский собор лежал в руинах и в обиходе назывался "залупой" за характерный контур останков главного купола, моя мама была партийной, но вместе с отцом по вечерам слушала "Голос Америки" и говорила мне: "Всё это правда, запомни, но не болтай". В окружении советской действительности передо мной стояла чудом сохранённая антисоветская тайна.

Так эта конструкция выглядит сейчас. Его высота чуть меньше трёх метров, ширина в основании - около метра двадцати. В проёме сохранилась металлическая перекладина с отверстием посередине.


Фото 1. Конструкция. Вид со стороны Александровского дворца

Это фронтальный вид. В трёхстах метрах за спиной находится Александровский дворец, за кирпичной постройкой - небольшой безымянный пруд и Фёдоровский собор (недавно восстановленный, он виден на заднем плане справа).

Одним боком конструкция повёрнута к Белой башне (названия парковых сооружений я беру из путеводителя С.Н. Вильчковского, изданного в 1911 году), другим - к Дому священников Фёдоровского городка. Её толщина в основании примерно 40 сантиметров... Хочется ограничиться измерением "на глаз".


Фото 2. Конструкция. Вид со стороны Фёдоровского городка

Что это такое? Разумеется, это не католический алтарь, и Дева Мария ни при чём. Но если к перекладине был подвешен колокол? Тогда это маленькая звонница. Если она стоит лицом ко дворцу, то её колокол мог приглашать императора с семьёй к службе в Фёдоровском соборе. Но тоже вряд ли - не сможет единственный колокол соперничать со звонницей собора, да и нехорошо призывать царя рындой. Тогда, значит, это сооружение - часовня, а в её слепые окошки-выемки (их два, по обеим сторонам) ставилась свечка? Не Распутину ли? "Ах, как интересно!" Если упорно - поколениями - поминают Распутина, значит, нет дыма без огня. Но именно из-за "царёва друга" расспрашивать об этом сооружении незнакомых мне священников Фёдоровского собора я не хотел. В краеведческом же музее Царского Села о Распутине говорили с цивильной лёгкостью, но о часовне-звоннице ничего не знали. В общем, довольно долгое время открытия не получалось.

Но вот, в эту новогоднюю ночь (как много пользы в тихом семейном праздновании) я сидел за компьютером и перелистывал фотографические альбомы семьи Николая II, которые отсканировала и выложила в сеть библиотека редких книг и манускриптов Бейнеке при Йельском университете. Снимки, снимки, снимки о царском быте, сделанные, в основном, самим Николаем, большим любителем фотографии, а также его дочерьми и их гувернёром Пьером Жильяром. Кое-где краткие рукописные пометки. И в альбоме 2 на странице 42, подписанной от руки "Ц. Село зима 1912-13 г." я увидел эту часовню-звонницу! Необезображенную, засыпанную снегом! Вот страница альбома целиком:


Фото 3. Романовский альбом 2, страница 42

Я загрузил скан снимка номер 2 и прочёл его архивные данные. Американский историк обозначил его как "Shrine in the park at Tsarskoye Tselo, winter", то есть, святыня зимой. Ну да, да, "что-то церковное". И транскрипция слова "село" указывает на глубину знания вопроса.


Фото 4. Романовский альбом 2, стр. 42, ф. 2. Shrine in the park at Tsarskoye Tselo, winter

Фотография сделана в солнечный зимний день между часом и тремя пополудни - судя по направлению теней. В камере были использованы широкоугольный объектив и пластинка 4x5 дюйма. Фотограф (Анна Вырубова, одна из великих княгинь, Пьер Жильяр?) стоял примерно в четырёх метрах от предмета съёмки. Позади виден Фёдоровский собор. "Святыня" имеет маленькую крышу и дождевой козырёк, охватывающий её под проёмом. Глухая выемка под дождевым козырьком пуста. В проёме подвешен фонарь!


Фото 5. Романовский альбом 2, стр. 42, ф. 2 (фрагмент). Фонарь в проёме

Охваченный металлическим обручем, призматический, с белыми стёклами, на четырёх цепочках. Помимо главной перекладины видны два вспомогательных фиксатора по бокам фонаря (чтобы не качался на ветру). Был ли он электрическим? Мне кажется, что нет, внутри горела уличная свеча с толстым фитилём. Её ставили внутрь, скорее всего, снизу. Он явно не предназначался для освещения пустынной части парка, но должен был быть виден из окон Александровского дворца, указывая обитателям, где в ночной темноте скрыта церковь... Какой крокодил из Страны Советов его проглотил?

На этой же странице альбома "святыня" видна ещё на одном снимке, полускрытая деревьями слева. Фотография сделана с Фермской дороги, там, где в к ней примыкают две дорожки, огибающие безымянный пруд у Фёдоровского собора.


Фото 6. Романовский альбом 2, стр. 42, ф. 1. Фёдоровский собор. Вид с Фермской дороги

Ночь, проведённая за изучением всех романовских альбомов, других изображений "святыни" не дала. Поразмыслив, я подвёл промежуточный итог.

Судя по всему, странное сооружение - это фонарь, выполненный в новорусском стиле, как и весь Фёдоровский ансамбль (собор, городок, казармы, Ратная палата, царский вокзал и др.). Ансамбль проектировался и строился в северной части Александровского парка и за его северо-западной границей, начиная с зимы 1908 года. Над его сооружениями работало несколько архитекторов. Глубоко верующий Николай II вкладывал в Фёдоровский собор и окружающие постройки политический и религиозный смысл, частично финансировал проекты из личных средств, а потому вдохновлял все архитектурные решения. Следовательно, фонарь задумывался при его участии, был важен для Фёдоровского ансамбля и имел своё предназначение - он указывал русскому царю путь к храму. Фонарь не мог иметь отношения к Распутину, по крайней мере, он не был построен в связи со старцем. Того убили и привезли в Царское Село в декабре 1916 года, тогда как фотография сделана четырьмя годами раньше. Наконец, наобум назвав постройку святыней, американский архивариус не сильно ошибся. Да, это просто фонарь à la Russe, "новодел" и его святость ограничивалась ролью огонька в ночи - но разве святыни играют какую-то другую роль? После этого я приступил к поиску текстов.

В книге историка архитектуры Аркадия Крашенинникова «В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля» я обнаружил, что некий фонарь в виде церковной звонницы (фотография отсутствовала) был заказан герою книги - Владимиру Николаевичу Максимову. С 12 по 17 годы Максимов служил церкви как зодчий и в это время участвовал в сооружении зданий Фёдоровского ансамбля. Кроме этого, в многократно повторяющейся на рефератных сайтах замечательной (но без автора, окончания, источников, с подписями под отсутствующими фотографиями!) работе, называемой "Царское Село, его архитектура" я также прочёл, что рядом с Федоровским городком, возле собора архитектор Максимов установил "фонарь в виде звонницы". Крашенинников ссылается на фонд ЦГАИ, сообщая о фонаре Максимова. Безымянный автор блестящей статьи приводит (судя по подписи) фотографию фонаря, сделанную в 1999 году, но пишет, что ему "не удалось посмотреть этот фонд, поэтому нет точных данных, подтверждающих, что речь идет именно об этом сооружении". На мой взгляд, теперь есть.


Фото 7. Архитектор В.Н. Максимов, 1882-1942

Снимок из романовского альбома доказывает, что сооружение, похожее на звонницу - отсюда ошибочная мысль о колоколе - и есть фонарь архитектора Максимова, выполненный в неорусском стиле, общем для Фёдоровского городка, и что построен он был в период с 20 августа 1909 года (дата закладки Фёдоровского собора по отвергнутому позже проекту А.Н. Померанцева, а, вероятнее, не раньше 1910, так как В.А. Покровский, сменивший Померанцева, датировал свой - реализованный вместе с В.Н. Максимовым - вариант проекта собора 1910 годом) до осени 1912 года (фонарь Максимова окружают декоративные кусты - в наших широтах их высаживают до середины октября). Вот, собственно, и открытие. Ура.

Здесь было бы кстати сфотографировать сегодняшний облик фонаря с тех же точек, что и на фотографиях в царском альбоме, а, затем, сравнив, оценить перемены объекта и пейзажа - может быть, удастся обнаружить что-то сохранившееся. Почувствовать 95 прошедших лет. Но в середине января 2008 года в Царском Селе нет снега! Так что, пока эту задачу я не выполнил. Но, придя в парк после каникул, я сделал снимки фонаря Максимова посреди жухлой травы без привязки к романовским оригиналам. Кроме того, я внимательно осмотрел проём, где был подвешен фонарь. Я искал отверстия в кладке, остатки металлической трубки, в которую мог быть уложен электрический провод, вообще любые следы "маршрута" проводки, и ничего не нашёл. Этот результат, по крайней мере, не опроверг моё предположение о живой свече, хотя и не доказал его.

Теперь о числах. Точнее, о неслучайном расположении фонаря. Разглядывая северо-запад Александровского парка на спутниковых снимках Google Earth, я подумал, что метафизическая роль путеводной звезды, которой по желанию Николая наделил свой фонарь архитектор Максимов, должна быть подкреплена чем-то вполне земным. Например, выбором места постройки.

У Фёдоровского собора, на который указывает фонарь Максимова, имеются несколько входов, из которых два - в нижний "пещерный" и верхний храмы - предназначались исключительно для царской семьи. Вход в верхний храм - это украшенное иконами и регалиями крыльцо. Им, в основном, и пользовались Николай, императрица и дети. И не случайно на той же 42 странице романовского альбома есть снимок этого крыльца, сделанный наверняка в тот же день, что и снимки "святыни". Связь между фонарём и входом в храм была для фотографа естественной. Всё выглядит так, будто он (значит, всё-таки, Николай?) в солнечный зимний день фиксировал на фотопластинках воплощение своих идей.


Фото 8. Романовский альбом 2, стр. 42, ф. 5. Царское крыльцо Фёдоровского собора

Если соединить царское крыльцо с фонарём Максимова воображаемой прямой, а затем продолжить её до Александровского дворца, то становится ясно, что зодчий позаботился о неслучайном месте для царской путеводной звезды. Линия приводит точно в центр эллиптической большой клумбы - к месту, которое, очевидно, было выбрано как общая точка "золотых сечений" всех панорам, видимых из окон северной стороны дворца. Но и это ещё не всё. Согласно виртуальной линейке Google Earth от царского крыльца Фёдоровского собора до фонаря Максимова 159 метров, от фонаря до центра дворцовой клумбы - 318. Вся дистанция в 477 метров была разделена Максимовым на трети, и на расстоянии 159 метров от входа в храм (1/3 от 477 метров) он установил свой путеводный фонарь. Почему именно трети, а не отрезки линейного "золотого сечения" равные для этой дистанции 182 и 295 метрам? Потому ли, что в таком случае "святыня" оказывалась бы среди уже тогда старых лиственниц, растущих вдоль Фермской дороги? Или потому, что Владимир Николаевич Максимов играл в более сложную игру с числами, в которой задействовано больше объектов? Хотелось бы знать.


Фото 9. Расположение фонаря Максимова. Google Earth, снимок со спутника

Теперь о Григории Распутине. С.В. Фомин в статье "Как они Его жгли" (орфография не моя) в "Русском вестнике" цитирует явно несимпатичного ему корреспондента "Биржевых ведомостей" Л. Гана. Тот пишет "...К распутинской могиле ведёт чудная дорога, похоронили его в поразительно красивом месте, недалеко от Александровского дворца. Из окон Дворца, как говорят, открывается богатая панорама на могилу Распутина". Дальше Ган рассказывает о своём пути на извозчике к могиле. Из его текста следует, что в Александровском парке он побывал впервые. Описанный им маршрут (действительно ведущий к месту первого захоронения старца Григория) демонстрирует противоречия в его рассказе - реальная могила далеко от Александровского дворца и никакого вида из окон на неё открываться не может из-за густого леса. Зато из окон дворца виден фонарь Максимова! Собственно, для этого он и был построен.

Думаю, Ган честно зафиксировал слухи. Где похоронен Распутин и что тому сопутствовало доискивались зимой 1917 многие. Фонарь Максимова стоял в части парка, закрываемой для публики во время пребывания в Царском Селе двора. С середины 1900 годов царская семья почти всё время находилась в Александровском дворце, так что народ оставался снаружи, проходя в Фёдоровский собор по пригласительным билетам. Горящий в ночи огонёк из-за ограды парка должен был казаться взбудораженным обывателям особым знаком, горестным поминанием императрицы "царёва друга". Да, он светился и раньше, но теперь-то, в этой тёмной истории, он приобрёл понятный публике смысл. И оказался на десятилетия связанным со смертью - не могилой - Григория Распутина... Но, может быть, фрейлина Анна Вырубова действительно ставила дополнительную свечку по своему любимому в слепое окошко максимовского фонаря?

Жду снега.

Вся галерея Shrine.

Ссылка | оставить комментарий |

Comments {38}

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

Фонарь Максимова.

from: anonymous
date: 22-01-08 14:05 (UTC)
Ссылка

Касаемо свечи в фонаре. При активной эксплуатации свечного светильника должна образовываться копоть, а на старом фото фонарь удивительно чист. Причем это зима, а значит свеча должна была зажигаться с началом сумерек, т.е. где то в 16-17 часов в зав. от месяца и гореть до света. А значит чистить подобный светильник нужно было ежедневно. Скорее всего горела керосиновая лампа, а сам фонарь играл роль защитного кожуха ( чтобы банально не стырили). Кроме того это обьясняет матовые стекла ( для свечи уж всяко нужно делать было прозрачные. И к тому же 20 был на дворе!

Ответить | Ветвь дискуссии

Фонарь Максимова.

from: anonymous
date: 22-01-08 14:24 (UTC)
Ссылка

Самое главное, что ты смог идентифицировать это сооружение.Это действительно здорово. О назначении его могут сказать только архивы. Идея о путеводном огоньке к храму очень красивая, чтобы быть похожей на правду.
Кстати не худо было бы посмотреть на старые планы парка еще раз повнимательнее. Может он стоит на некоей развилке дорог ( нынешние бетонки не в счет), и обозначает эту развилку, от дворца к храму, и далее к конюшням. Кроме того если следовать храмовой версии, то внутри фонаря логично было бы расположить масляную лампаду из Федоровского собора. А кстати сам-то Николай сколько времени проводил именно в Александровском дворце?

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

Re: Фонарь Максимова.

from: fedor_ragin
date: 23-01-08 19:00 (UTC)
Ссылка

По поводу развилки дорог: ничего такого у фонаря тогда не было. Смотри эту дополнительную тройную картинку: http://pics.livejournal.com/fedor_ragin/pic/0001q8y4/g19.
Насчёт керосиновой лампы или масляной лампады (и вообще назначения фонаря) - очень может быть, буду искать дальше.
Наконец, Николай в 1900-х сделал Александровский дворец основной резиденцией двора. Где бы и как долго он ни бывал, здесь, следовательно, его времяпрепровождение было важнее.

Edited at 2008-01-23 19:02 (UTC)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

Фотография и царская семья

from: fedor_ragin
date: 01-02-08 18:32 (UTC)
Ссылка

Фрейлина и подруга императрицы Анна Вырубова вспоминала: "...Их Величества лично клеили свои альбомы, употребляя особый белый клей, выписанный из Англии. Государь любил, чтобы в альбоме не было бы ни одного пятнышка клея, и, помогая ему, надо было быть очень осторожным. Государыня и Великие Княжны имели свои фотографические аппараты. Фотограф Ган везде сопутствовал Их Величествам, проявляя и печатая их снимки." См. фото.

Ответить | Ветвь дискуссии

Re: Фотография и царская семья

from: anonymous
date: 25-10-08 20:45 (UTC)
Ссылка

по-моему это Александра Федоровна, по лицу похожа. Два других возможных варианта_- Ольга и Татьяна, они похожего телосложения, но все же я больше склоняюсь к императрице

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

АВЧ

(без темы)

from: av4
date: 25-06-08 15:46 (UTC)
Ссылка

Очень интересно. Целое исследование. А не хотите с этими материалами (этим и предыдущими) заглянуть в arch_heritage? Это добавило бы внушительности сообществу. Ну и просто любопытно многим. Плиз.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 25-06-08 17:19 (UTC)
Ссылка

С удовольствием!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

Про фиксаторы

from: otyskatel
date: 26-06-08 17:55 (UTC)
Ссылка

Цитата из уважаемого Дилетанта:"...видны два вспомогательных фиксатора по бокам фонаря (чтобы не качался на ветру)".

Позвольте возразить: не так давно (казалось бы) в проёме сооружения на месте "фиксаторов" существовала конструкция в виде горизонтальных штырей, упиравшихся в горизонтальное же кольцо диаметром сантиметров в 20. Попытка тогда "подвесить" мысленно колокол упиралась в это самое кольцо... Великое спасибо за столь углублённое погружение в тему! Я-то...

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

Re: Про фиксаторы

from: fedor_ragin
date: 26-06-08 18:02 (UTC)
Ссылка

Спасибо! Здорово! В моей памяти кольца не сохранилось. Теперь фиксаторы замкнулись в гармоничную конструкцию...:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Bishop Gregory

(без темы)

from: hgr
date: 28-06-08 20:00 (UTC)
Ссылка

Вы меня очень глубоко потрясли. этот предмет был одной из главных загадок моей жизни. я к нему привык с середины 70-х (наверное, с 1975), но уже и не чаял, что когда-то смогу узнать, что это такое.

сам я никогда не жил в Царском Селе, но психологически я лет с 12 -- царскосел. в Ц.С. когда-то жил мой двоюродный дедушка, который научил ходить по паркам и читать Вильчковского. лазать по развалинам я уже научился сам )) купол Федоровского собора был одним из любимых мест...

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 28-06-08 20:58 (UTC)
Ссылка

Спасибо.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

Кактус

(без темы)

from: kaktusman
date: 28-06-08 20:17 (UTC)
Ссылка

ух ты блин

Ответить | Ветвь дискуссии

Nekrassova Natalia

(без темы)

from: entropia_n
date: 03-07-08 14:40 (UTC)
Ссылка

Спасибо за рассказ - живу в Пушкине, часто ходим мимо этого сооружения, всегда было интересно, что это такое.

Ответить | Ветвь дискуссии

Песнь восхождения

(без темы)

from: neotmira
date: 03-07-08 17:29 (UTC)
Ссылка

Спасибо Вам большое за такое серьезное исследование этого чуда!
Я как пушкинское дитё очень любила этот уголок, даже.... ммм... распутье дорог между парком, Федоровским и Фермой.
Всегда мучалась вопросом - для чего он тут. Пыталась искать в интернете, но ответа не нашла.
Еще раз спасибо. Я расстрогана и вдохновлена!

Ответить | Ветвь дискуссии

nemos19

фотоаппарат

from: nemos19
date: 31-07-08 19:39 (UTC)
Ссылка

http://pushkin-history.info/fotoalbom-2/5638.html

Интересно, а это какой фотоаппарат?

Ответить | Ветвь дискуссии

спасибо

from: anonymous
date: 23-10-08 17:54 (UTC)
Ссылка

Не всем все равно, что происходило и происходит с Царским селом)) В доказательство сего http://vkontakte.ru/club4462572 (временное место большого проекта). если удосужите посещением- буду чрезвычайно признательна)) и рада Вашим комментариям)

Ответить | Ветвь дискуссии

srv42

(без темы)

from: srv42
date: 23-01-09 13:55 (UTC)
Ссылка

Немного не в тему
На пятой и шестой фотографии (Феодоровский собор) видно , что еще нет отдельного царского входа в нижнюю церковь

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 23-01-09 14:16 (UTC)
Ссылка

Было бы интересно посмотреть современные фотографии с одного ракурса для сравнения. Ну и узнать про доделку собора поподробнее.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть

fedor_ragin

Фонарь Максимова на 100ТВ

from: fedor_ragin
date: 31-05-09 18:32 (UTC)
Ссылка

Это краткий комментарий, содержащий сюжет из новостей петербургского 100ТВ от 25 мая 2009 года и благодарность тележурналисту Маше Калинко за её любовь к Царскому Селу!




Ответить | Ветвь дискуссии

Сергей

Re: Фонарь Максимова на 100ТВ

from: 22sobaki
date: 29-11-09 20:14 (UTC)
Ссылка

А сегодня Вас упоминали на "Радио Балтика". Мол, краевед Фёдор Рагин доказал, что максимовский фонарь - это совсем не могила Распутина.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: anonymous
date: 23-07-09 17:30 (UTC)
Ссылка

хотя пишу и поздновато,но...Это просто из невозможного,нет слов,все казалось канувшим в лету.фото Царской семьи в парке-сопоставляю с тем что осталось,много мест которые сохранились,для меня это не безразлично,сам бываю в Питере не столь часто,но в Царском каждый раз,и всегда нахожу для себя что-то новое,вот никак не могу успеть в Павловск и Гатчину,прав был Пушкин...Огромное спасибо Вам.

Ответить | Ветвь дискуссии

Рукелла

(без темы)

from: rukella
date: 22-12-09 16:57 (UTC)
Ссылка

Разрешите выразить Вам огромную благодарность за Ваши интереснейшие исследования в целом и за это - в отдельности! Я тоже уроженка Царского Села, и хотя в Ленинград меня увезли восьми месяцев от роду, всегда туда тянуло и тянет, благо, недалеко. Как раз год назад возила туда подругу, показывала Феодоровский городок и мы долго думали, что это за странное сооружение. А это, оказывается, путеводный огонь... Пойду ей расскажу.

Ответить | Ветвь дискуссии

fedor_ragin

(без темы)

from: fedor_ragin
date: 22-12-09 21:19 (UTC)
Ссылка

О, спасибо, милая rukella!

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Развернуть